КОДЕКС профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций Актюбинской области

 

ГКП «Многопрофильная областная больница» на ПХВ г. Актобе. 

Введение:

Кодекс профессиональной этики медицинского работника (далее Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

Настоящий Кодекс определяет отношения между медицинскими работниками, обществом и пациентом, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственности медицинского работника перед обществом за свою деятельность.

Под медицинским работником в настоящем Кодексе понимаются специалисты, имеющие высшее и (или) среднее специальное медицинское образование.

Жизнь и здоровье человека — главные, фундаментальные ценности.

Деятельность медицинского работника направлена на их сохранение и требует от него гуманного отношения к человеку, уважения к его личности, сочувствия и соучастия, доброжелательности, благотворительности и милосердия, терпеливости взаимодоверия, порядочности и справедливости.

Кодекс предназначен для применения в профессиональной деятельности медицинских работников, сфера профессиональной деятельности которых охватывает жизнь и здоровье человека, его рождение, смерть.

Часть 1

Миссия:

Совершенствование качества оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи населению и реализация государственной политики в области здравоохранения.

Цель:

Укрепление здоровья граждан на основе внедрения эффективной системы профилактики, лечения и реабилитации заболеваний в условиях повышения конкурентоспособности организации. 

Система ценностей организации:

  • Пациент — в центре внимания
  • Безопасность
  • Ответственность
  • Коллегиальность
  • Прозрачность
  • Профессионализм

Пациент — в центре внимании — оценка потребностей каждого отдельно взятого пациента для предоставления высококачественных услуг .Уважение достоинства и личности пациентов

Безопасность пациента — важнейший компонент качественной медицинской помощи. Ее целью является максимальное уменьшение вреда, наносимого пациентам во время лечения.

Ответственность — приверженность провозглашённым принципам и высоким стандартам, демонстрация высокого уровня доверия и порядочности как в отношениях с пациентами, так и внутри коллектива

Коллегиальность — постоянный самоанализ и сотрудничество, а также создание системы доверия на основе паритета ответственности и объёма работы

Прозрачность — соблюдение принципов честности и порядочности в личностных и коллективных действиях.

Профессионализм — направленность всех своих лучших знаний, возможностей и опыта на достижение высокого результата во благо пациента и коллектива, на основе постоянного развития и обучения 

Часть 2 

  1. Информировать пациента о его правах и уважать права граждан РК на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РК.
  2. Уважение права пациента на  получение качественной и своевременной медицинской помощи, на достойное обращение в  процессе диагностики, лечения и ухода, на получение информации о своих правах и обязанностях, оказываемых услугах, стоимости платных услуг, соблюдать Конституцию РК, а также оказывать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам РК и оралманам строго за счет бюджетных средств.
  3. Проявление бережного отношения к умершему больному и к родственникам, проявлять соучастие в их горе. Моральная поддержка пациента, находящегося при смерти. Медицинский работник обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами.
  4. Поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности, регулярно проходить повышение квалификации и аттестации, для проведения способности решения практических задач по специальности и допуска к клинической практике
  5. Поддержание уважения к своей профессии, не допускать случаев противоправных и коррупционных правонарушений среди своих коллег: принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ.
  6. Уважительное отношение к своим коллегам, оказание помощи молодым специалистам и вновь поступающих на работу, исключить случаи не корректного отношения и высокомерия к среднему и младшему медицинскому персоналу.
  7. Участие в медицинском и санитарном  просвещении населения, своим трудом и поведением доказывать, что гражданский мир и межнациональное согласие — наша главная ценность в РК, быть примером в пропаганде здорового образа жизни, активно заниматься спортом и физической культурой, исключить вредные привычки, и не допускать случаев нарушения трудовой дисциплины, чтобы внести свою  лепту в выполнении программы «Стратегия- Казахстан 2050».
  8.  Соблюдать врачебную тайну в части факта обращения за медицинской помощью, состояния здоровья граждан, диагнозе его заболевания или иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, кроме случаев запроса органов дознания и предварительного с следствия, прокурор  адвоката и суда, в связи  с проведением расследования или судебного разбирательства.
  9.  Бережно относится к имуществу больницы, не допускать порчи, эффективно использовать в лечении больных и обучении своих коллег нового медицинского оборудования, бережно относиться к истории своего лечебного учреждения, к людям которые, достойно отработав в больнице вышли на заслуженный отдых.
  10.  Администрации больницы предусмотреть поощрение медицинских работников в виде дифференцированной оплаты, в зависимости от объема и  качества оказываемой медицинской помощи и отраслевой системы поощрения, на основе критериев оценки деятельности медицинских работников. 

Недопустимые действия медицинского работника.

Медицинский работник не вправе:

  • Использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
  • Без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них;
  • Использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц;
  • Навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
  • Наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб ни намеренно, ни по небрежности и безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.
  • Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.
  • Отказ пациента от предлагаемых платных услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов  и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках государственных гарантий, установленных законодательством РК.
  • Подарки от пациентов крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у пациентов, не дарящих и не получающих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Получение подарков в виде наличных денег или ценных подарков запрещается.
  • Медицинский работник не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств, использовать на территории медицинской организации предметы, имеющие логотип компании или торговое наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.
  • Медицинский работник не имеет права, пользуясь своим положением, эмоциональным состоянием пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.
  • Медицинский работник не имеет права предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполнуюили искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, методах лечения.

Этический кодекс разработан на основании:

1. Конституция РК от 30.08.1995 г. с изменениями и дополнениями.

2. Закон РК «О борьбе с коррупцией» от 02.07.1998 г № 267.

3.  Трудовой кодекс РК от 15.05.2007 г. № 252 –II.

4. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.11.2009 г. № 193-IV.

5. Государственная программа развития здравоохранения в РК «Саламатты Казахстан 2011-2015» Указ Президента РК от 29.11.2010 г. №1113.

6. Приказ министра здравоохранения РК от 13.04.2012 г. № 245 «О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. МЗ РК от 10.09.2009 г. №689 «О некоторых вопросах отраслевых системы поощрений».

7. Послание Президента РК – лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан — 2050». Новый политический курс состоявшегося государства. 2012 г. – декабрь.